МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

В работе школьного психолога

Практические рекомендации для педагогов-психологов учреждений среднего образования по организации  психологического сопровождения в период предупреждения распространения коронавирусной инфекции COVID-19

В работе школьного психолога

Практические рекомендации для педагогов-психологов учреждений среднего образования по организации  психологического сопровождения в период предупреждения распространения коронавирусной инфекцииCOVID-19

Консультант для педагогов-психологов

Изоляция подразумевает оторванность от привычного образа жизни, социальных связей. При высоком риске наличия вируса, людей могут поместить в карантинные/провизорные организации либо под домашний карантин. Многие граждане добровольно принимают решение о самоизоляции в домашних условиях, что безусловно вызывает только одобрение за проявленную жизнестойкость и способность справиться с трудностями.

Данные практические рекомендации не заменяют основных функций, возложенных на педагогов-психологов при сопровождении учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования, но дополняют их и разъясняют некоторые особенности организации практической деятельности в связи с переходом на дистанционный формат работы.

Педагог-психолог может информировать учащихся и родителей путем рассылки краткого информационного сообщения через мессенджерWhatsApp(Ватсап), смс-сообщения, размещения в социальных сетях. Информация должна содержать полное имя (Ф.И.О.) и контактыпедагога-психолога(номер телефона, эл.почта, адрес в социальных сетях). Вы также можете указать время для телефонных звонков для получения консультации. Информация также должна содержать альтернативные возможности получения помощи и поддержки, например: веб-сайт психологической помощи https://onlinehealth.kz/ru или телефон доверия «150»(через WhatsApp +77081060810 или www.telefon150.kz).
Информирование повышает вероятность своевременного выявления лиц, нуждающихся в психологической поддержке и помощи, а также лиц, подвергающихся жестокому обращению. 

Уважаемые родители, если у вас или ваших детей возникли вопросы или проблемы (например: раздражительность, печаль, снижение или потеря интереса/сна/аппетита, беспричинный плачь и др.)

Вы можете обратиться к педагогу-психологу Ф.И.О.__________, по телефону/WhatsApp__________, или написать на эл.почту/Instagram-аккаунт ________. Вы также можете обратиться анонимно на вебсайт https://onlinehealth.kz/ru/ или телефон доверия «150» (через WhatsApp +77081060810 или www.telefon150.kz).

Дорогой юный друг! Если у тебя есть вопросы или тебе нужно поговорить, если тебе грустно и одиноко, я буду рада помочь.

Помни, ты не один! Ты всегда можешь обратиться ко мне, Ф.И.О.__________, педагогу-психологу твоей школы (колледжа), по телефону/WhatsApp __________, или написать на эл.почту/Instagram-аккаунт ________. Ты также можешь обратиться анонимно на вебсайт https://onlinehealth.kz/ru или телефон доверия «150»(через WhatsApp +77081060810 или www.telefon150.kz).

Уважаемые учителя! Наши ученики вынуждены постоянно находиться дома и могут испытывать эмоциональные проблемы, конфликты и другие трудности. Очень важно своевременно выявить учеников, нуждающихся в помощи и поддержке. Если вам станет известно о каких-либо изменениях у своего ученика(эмоциональная неустойчивость, внезапная потеря интереса к уроку, чрезмерная раздражительность, безразличие и др.), просим сообщить классному руководителю или непосредственно школьному психологу: Ф.И.О.__________ по телефону/WhatsApp __________, или написать на эл.почту/Instagram-аккаунт ________. Спасибо за поддержку для благополучия наших детей!

Ресурсами могут выступать:
              •внешние источники поддержки и помощи:

— семья, близкие люди, друзья и отношения с ними;
— специализированные службы и услуги;
— информация (памятки, сайты, статьи и т.д.);
— другие обнаруживаемые источники.
              •внутренние источники (то, на что может опереться самостоятельно):
— увлечения, интересы, хобби;
— отдых, организация свободного времени и досуга;
— способности и качества личности;
— способы самопомощи;
— другие обнаруживаемые источники.

Для обеспечения помощи и поддержки нуждающимся педагогу-психологу необходимо:
1.Определить собственные ресурсы и имеющиеся ограничения. К ограничениям могут относиться: недостаточная квалификация для ведения сложных случаев или недостаток практических навыков, ограниченный доступ к информации или не владение ей, в том числе по перенаправлению. Выявленные ограничения можно устранить или снизить путем подготовки собственного ресурсного обеспечения или путем использования внешних ресурсов.
2.Определить и подготовить собственное ресурсное обеспечение:
информационные ресурсы (бланки, инструкции, экспресс упражнения, рекомендации), которые могут понадобиться во время проведения консультации;
обновленная и надежная информация о коронавирусе, мерах со стороны властей, о службах, которые могут ответить на вопросы вне вашей компетенции;
список ссылок, информации и психообразовательных материалов, которые могут быть отправлены лицу, нуждающемуся в помощи;
необходимый обмен контактами для поддержания обратной связи (в случае необходимости).

Первая психологическая помощь основывается на трех принципах:
1.Рассмотреть(рассмотреть текущую ситуацию, кто ищет поддержку, какие есть риски и потребности, ожидаемые эмоциональные реакции);
2.Слушать;
3.Направлять (перенаправлять).

При оказании ППП в условиях карантина помощь предлагается дистанционно (видеосвязь через WhatsApp, Skype или только аудио звонок).
Так как беседа проводится часто без визуального контакта важно:
•говорить медленно, четко и спокойно;
•проявлять сочувствие и теплоту посредством модуляции голоса;
•слушать активно, когда подтверждением чего могут стать утвердительные звуки.

Алгоритм беседы в дистанционном формате:
1. Установите контакт. Представьтесь – скажите кто Вы.
2. Проинформируйте о конфиденциальности.
3. Спросите, чем и как Вы можете помочь. Если звонящий не назвал своего имени, Вы можете уточнить в следующей форме: «Чем я могу Вам помочь? Могу я узнать, как можно к Вам обращаться?»
4. Спросите звонящего, готов ли он/она говорить о том, что его/ее беспокоит. Внимательно выслушайте и постарайтесь успокоить.
Используйте техники активного слушания.
Дайте возможность человеку рассказать, в удобном для него темпе, о том, что произошло. Не торопите с ответом, дайте время на обдумывание.
Поощряйте собеседника фразами: «То, что Вы говорите очень важно…», «Хотелось бы узнать об этом больше», «Чем больше Вы мне рассказываете, тем лучше я Вас понимаю», «Я бы хотел(а) услышать еще кое что об этом…», «Насколько я Вас понял(а)…» и тд
•Спрашивайте и объясняйте. Если Вы не уверены, что правильно поняли ответ или то, о чем говорит Ваш собеседник, тактично переспросите или перефразируйте вопрос.
•Сохраняйте спокойствие и проявляйте понимание, таким образомВы поможете людям ощутить себя в безопасности, почувствовать поддержку, понимание, уважение и заботу. Предоставляйте информацию простыми словами, чтобы ее было легко понять.
•Выражайте сопереживание, когда позвонивший говорит Вам о своих чувствах: «Я понимаю, что Вам тяжело..», «Вы переживаете…» и т.д.

Перенаправление рекомендуется во всех случаях если есть признаки психических расстройств, в первую очередь, острое стрессовое расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, случаи, связанные с насилием, с суицидальными мыслями и глубокой травмой.

Если Вы понимаете, что не можете помочь позвонившему, необходимо предпринять следующие шаги:
1. Лучшим выходом из ситуации будет признать данный факт, сообщить звонившему, что Вы не сможете помочь ему/ей и хотели бы направить к другому специалисту/другому ресурсу получения помощи и поддержки.
2. Поговорите с обратившимся за помощью. Честно скажите ему/ей, что его/ее проблема находится вне Вашей специализации, подробно разъяснив причины. Открытый уважительный разговор – наиболее корректное действие с точки зрения профессиональной этики психолога.
Желательно предложить звонившему не менее двухисточников помощи, к которым он/она может обратиться (например, более опытный педагог-психолог, веб-сайт психологической помощи (https://onlinehealth.kz/ru) или телефон доверия «150»(через WhatsApp +77081060810 или www.telefon150.kz).
3. Сообщите об их надежности и гарантированной конфиденциальности. Проведите работу, если у звонящего есть стигма (предубеждения) в отношении получения медицинской или другой помощи, например, убедите, что рекомендованные источники смогут оказать необходимую квалифицированную помощь. Конечный выбор будет зависеть от звонившего.
4 .Важно, чтобы у обратившегося к Вам человека не создалось впечатление, что Вы бросаетеего/ее:«Если Вы захотите, Вы сможете перезвонить и рассказать о том, что Вам дала консультация другого специалиста…».
5. После перенаправления необходимо убедиться в действенности своего направления, не вдаваясь в подробности работы специалиста.

НУЖНО:

Слушать больше, чем Вы говорите, чтобы определить проблемы.
Мягко задавать прощупывающие вопросы.
Использовать открытые вопросы: когда, где, что, кто.
Признавать чувства и понимание событий.
Помочь нормализовать эмоции и реакции.
Признавать внутренние ресурсы и способность справляться.
Предоставить информацию о коронавирусе COVID-19. Быть честным, если чего-нибудь не знаете. Это новый вирус, который мы все еще изучаем.
Быть терпеливым и спокойным.
Позволить высказаться и разрядить эмоции.
Выслушать возможные варианты и помочь сделать выбор.
Обеспечить конфиденциальность, если только упомянутые проблемы не влияют на безопасность самого человека или других людей.
Обеспечить соблюдение принципа «не навреди».
НЕЛЬЗЯ:

Давить, чтобы человек говорил, если он не хочет говорить.
Спрашивать, почему это или то.
Осуждать.
Использовать технические термины.
Говорить о себе или о личных проблемах или неприятностях.
Давать ложные обещания или ложные заверения.
Делиться чужой историей или опытом.
Использовать доверие и конфиденциальность.

Высокая эффективность работы, преимущественно хорошее настроение и мотивация к труду, удовлетворенность результатом.

 

Признаки эмоционального выгорания отсутствуют

 

Повышенная или пониженная чувствительность, скука, тревога или раздражение при мыслях о работе, трудности в общении с коллегами, эффективность работы снижена, пессимизм.

 

Есть некоторые признаки эмоционального выгорания

 

Бессонница и чувство истощения, головные боли, отсутствует желание/силы работать, сложно контролировать свое состояние, депрессия, апатия или тревога, эффективность работы низкая, негативизм.

 

Явные признаки эмоционального выгорания

 

Признаки выгорания:
•Истощение– недостаток энергии для выполненияосновных задач.
•Отрешенность – умственное дистанцирование от работы и цинизм по поводу ее важности.
•Неэффективность – потеря производительности и удовлетворения.
Если из трех перечисленных признаков эмоционального выгорания Вы находите у себя хотя бы два, то у Вас есть признаки эмоционального выгорания.
Попробуйте применить дыхательные упражнения (глубокое/диафрагмальное дыхание), медитацию, хотя бы 3 раза в день по 3-5 минут (см. страницу https://covid-19.mentalcenter.kz/medical/

Основные рекомендации по преодолению эмоционального выгорания
1.Признайте, что Вы не идеальны. Не ругайте и не критикуйте себя, если Вы не справляетесь или испытываете негативные чувства – Вы просто человек, а не робот. Трудности –это не только проблемы, но и точки роста!
2.Заботьтесь о себе: старайтесь уделять время сну и отдыху, правильно питайтесь, по возможности переключайтесь на другие дела (работа по дому, общение, с родными и друзьями, забота о домашних животных, физические упражнения и т.д.).
3. Снизьте нагрузку, не работайте по праздникам и выходным
4.Правильно отдыхайте: уменьшите количество разговоров или отключите телефон и исключите посещение социальных сетей, уделите время себе и семье, любимому хобби, читайте и смотрите только интересные и приятные для Вас книги и фильмы.
5. По возможности делайте физические упражнения, но не перегружайте себя чрезмерной нагрузкой.
6. Попробуйте заняться медитацией или дыхательными практиками, хотя
бы по 15 минут в день. Есть много приложений для телефона или видео на YouTube, Instagram, где Вы можете найти советы о том, как медитировать или делать упражнения.
7. Планируйте свое дела заранее и старайтесь по возможности их выполнить (например, на неделю, на день). Но все-таки, если вдруг не смогли – см. пункт 1.
8. Обращайтесь за помощью к тем, кому доверяете – это могут быть члены семьи, друзья, коллеги, психолог и др.Советы и помощь специалистов, готовых Вам помочь бесплатно в удобное для Вас время в режиме он-лайн, можно найти на веб-сайте https://onlinehealth.kz/ru.
9. Помните, что работа всего лишь часть Вашей жизни, да, ёмкая, но не единственная.

 

Техника диалога
Синдром эмоционального выгорания – это состояние, когда человек не справляется со своим психическим состоянием, в частности, со своими чувствами или эмоциями.
Изучите основной список чувств:
•радость•грусть – печаль – тоска
•волнение – тревога — страх•спокойствие
•раздражение – злость – гнев
 
1.Выберите одно из перечисленных чувств (нужно выбрать одно, самое выраженное в данный момент).
2.Назовите это чувство вслух для себя (например, страх или тревога).
3.Представьте это чувство в виде определенного образа (в виде предмета или чего-то неопределенного, непонятного).
4.Попробуйте вступить в диалог с этим образом, например:«Ты, моя тревога, зачем ты сейчас со мной? Чего ты хочешь?». После каждого вопроса прислушайтесь к себе и, если Вы будете внимательны, то получите ответ.
5.Попробуйте с ним договориться: «Ты – моя тревога, прошу тебя, не приходи так часто, сейчас оставь меня, а потом, когда я буду в другой ситуации, ты можешь вернуться».
6.Если это Вам удастся, то перейдите к более сложной форме диалога, например:«Ты, моя тревога, ты мне нужна, ты мне помогаешь переживать за свое состояние, заботиться о своем здоровье, думать о качестве своей работы. Спасибо тебе за это!». После каждой формы диалога попробуйте обращаться к первоначальному образу и наблюдать, как он меняется.

 

Техника проживания образов
Наши проблемы, неприятные образы и состояния связаны с тем, что мы пытаемся с ними бороться, подавлять, вытеснять. Как правило, это неэффективно, потому что эти эмоции и образы накапливаются. Чтобы этого не происходило, и мы могли справляться со стрессом, эти чувства и образы нужно проживать (техника проживания образов):
•Представьте свои мысли, переживания в виде образов. Посмотрите внимательно – это могут быть понятные образы (в виде конкретных предметов, которые легко описать и назвать) или непонятные образы (темное, серое, какое-то мелькание).
•Сосредоточьтесь на этом образе.
•В состоянии напряжения проследите за образом, каким бы неприятным или тяжелым он ни был для Вас, не обманывая себя, не прерывая наблюдение, проживите этот образы, т.е. следуйте за ними и наблюдайте, как они меняются.
•Пусть образы Вас не пугают, идите за ними. Если Вы их проживете, они не будут накапливаться, будут меньше вызывать напряжение и стресс, в частности, эмоциональное выгорание и его симптомы (головные боли, бессонница и др.)
Если эти техники не помогут, Вы можете обратиться и получить бесплатную онлайн помощь специалиста на веб-сайте https://onlinehealth.kz/ru.
Помните, к Вам всегда готовы прийти на помощь!

Часто задаваемые вопросы

Используйте упражнение «5 органов чувств» для того, чтобы сосредоточиться на настоящем моменте:
•назовите 5 вещей, которые видите
•назовите 4 вещи, которые слышите
•назовите 3 вещи, которых касаетесь
•назовите 2 вещи, запах которых ощущаете
•назовите, какой вкус вы ощущаете

«Поймайте» эту тревожащую вас мысль. Спросите себя:
Насколько я верю этой мысли?
Какие доказательства того, что эта мысль верна?
Есть ли доказательства, что эта мысль ложная?
Какие будут последствия, если я буду верить этой мысли?
Каким образом я могу по-другому думать об этой ситуации?
Какая бы мысль помогла мне ощущать меньше тревоги и страха?
Какая мысль помогла бы мне чувствовать себя лучше?
От какой мысли в этой ситуации для меня было бы больше пользы?
Запомните, пожалуйста, что ваши мысли – это НЕ ФАКТЫ! Чтобы лучше разобраться в ситуации, нужны доказательства:
Насколько вероятен этот пугающий сценарий развития событий?
Может ли на самом деле все пойти лучше, или даже хорошо?
Какой, на ваш взгляд, самый лучший сценарий развития событий?
Если подытожить все, то как вы думаете, что, скорее всего, произойдет в реальности?

1.Снимите дневные проблемы вместе с одеждой.
2.Не занимайтесь умственной активностью перед сном.
Отложите работу, читайте легкую литературу.
3.Ограничьте использование гаджетов вечером.
Холодный свет от экранов гаджетов мешает телу подготовиться ко сну, стимулируя выработку дневных гормонов. Если вы не можете отказаться от устройств, хотя бы максимально понизьте яркость экрана.
4.Не перегружайте организм пищей после 6-7 часов вечера.
Организму придется переваривать поздний ужин во время сна, а это не приведет ни к чему хорошему.
5.Ложитесь спать в одно и то же время!
Приучив себя засыпать в одно и то же время, проблема бессонницы исчезнет, потому что организм будет «знать», что ему пора на «боковую».
6.Держите свою спальню в прохладе.
7.Перестаньте тревожиться из-за бессонницы!
 Недостаток сна лишает нас энергии, но это вовсе не смертельно, организм изматывает не столько бессонница, сколько переживания из-за нее. Беспокойство по поводу «усну я сегодня или не усну», а также ежеминутное поглядывание на часы: «Уже час ночи, а сна все нет!» кого хочешь доведут до нервного истощения.
8.Не старайтесь заснуть, если вам не хочется.
 Да, ощущение, когда на часах уже 2 часа ночи, а спать совсем не хочется или если вы не заснули в первые 20 минут, то вылезайте из кровати и займитесь чем-нибудь расслабляющим.

 Важно научиться управлять своим вниманием! Обращать внимание на то, что нас радует. На то, что раньше мы воспринимали как должное.
Для тренировки этого навыка (навыка испытывать благодарность и видеть счастье в мелочах) попробуйте ежедневно выполнять упражнение «10 пальцев» или дневник благодарности. Суть его в том, чтобы каждый день вспоминать 10 вещей, которые вас порадовали сегодня и за которые вы благодарны прошедшему дню, считая их на пальцах. Вы вспоминаете одно событие и загибаете один палец. Затем второе событие и второй палец. И так все 10.
Когда мы вспоминаем те моменты, за которые мы испытываем благодарность, мы словно заново переживаем эти моменты.
Именно в этом смысл упражнения – осознать самые незначительные события дня, которые вы раньше не замечали.

В подготовке использовались материалы: 
1. Предварительный бриф «Психическое здоровье и психосоциальные аспекты в условиях вспышки COVID-19» Рабочая группа Межведомственного постоянного комитета по психическому здоровью и психосоциальной поддержке в условиях чрезвычайной ситуации Версия 1.5

WHO, Coronavirus disease (COVID-19) outbreak: rights, roles and responsibilities of Health workers, including key considerations for occupational safety and healt

Как с нами связаться?

Адрес: РК, г. Алматы, ул. Амангельды, 88 
E-mail: covid-19@mentalcenter.kz

Профилактика синдрома эмоционального выгорания

Особенности оказания консультативной помощи в дистанционном режиме

Планирование работы ПС

Пример плана психолога

Психическое здоровье детей и подростков

Bебинар для педагогов-психологов

Сборник материалов Консультирование в дистанционном режиме

Пример циклограммы

Суицидальное поведение подростков

Памятка для родителей

Практические рекомендации

Сборник техник и упражнений для педагогов-психологов