МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Универсальные стратегии в отношении профилактики психологического дискомфорта у детей и подростков в условиях распространения короновирусной инфекции COVID — 19
Универсальные стратегии в отношении профилактики психологического дискомфорта у детей и подростков в условиях распространения короновирусной инфекции COVID — 19

В условиях любой ситуации, которая меняет привычный уклад и образ жизни люди испытывают стресс. При этом дети очень чутко реагируют на любые эмоции взрослых отрицательные и положительные и от нас зависит в целом настроение ребенка и наша задача конструктивно использовать данное нам время.
Мы постоянно сетуем на то, что не можем уделить внимание ребенку, в связи с загруженностью на работе, бытовыми вопросами и так далее, а сейчас мы получили уникальную возможность быть рядом с детьми.

В условиях любой ситуации, которая меняет привычный уклад и образ жизни люди испытывают стресс. При этом дети очень чутко реагируют на любые эмоции взрослых отрицательные и положительные и от нас зависит в целом настроение ребенка и наша задача конструктивно использовать данное нам время.
Мы постоянно сетуем на то, что не можем уделить внимание ребенку, в связи с загруженностью на работе, бытовыми вопросами и так далее, а сейчас мы получили уникальную возможность быть рядом с детьми.

Универсальные рекомендации

На данный момент легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Если ваши дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо.

Детям бывает трудно понять, что они видят в Интернете или по телевизору — или слышат от других людей, — поэтому они могут быть особенно уязвимы к ощущениям тревоги, стресса и расстройства. Но открытый, поддерживающий разговор с вашими детьми может помочь им понять, справиться и даже принести пользу другим.

Методики и приемы управления стрессом

Может быть, в связи с непростой ситуацией сегодня вы столкнулись с физическими симптомами, вызванными стрессом. К примеру: усталость, головные боли, расстройство желудка, мышечное напряжение, потеря аппетита (или, напротив, стрессовое переедание). Или вы замечаете в себе психологические симптомы, такие как раздражительность, гнев, нервозность и недостаток энергии? К счастью, существуют простые способы справиться со стрессом, которые работают на удивление быстро. Возьмите их на вооружение, чтобы сохранять спокойствие в непростой ситуации.

Это значит: открытые вопросы, предполагающие развернутый ответ, не преуменьшать или избегать их проблем, ваши эмоции должны соответствовать чувствам ребёнка и меняться в позитивную сторону в процессе беседы и понимания проблемы.
Узнайте, что они уже знают в ненавязчивой форме и как они ее воспринимают.

У каждого ребенка есть свой способ выражения эмоций и проблем. Зачастую они их выражают через игру, рисование, помогите детям найти открытые способы выражения тревожных чувств, таких как гнев, страх или печаль.

Обязательно следить за своей реакцией во время кризиса, дети очень тонко реагируют на эмоции и эмоциональные проявления взрослых. Если это уместно необходимы тактильные доброжелательные контакты, постоянно говорить о том как их любят, ценят, гордятся ими. Необходимо всячески показывать, что они находятся в безопсаности.

Вместе ищите игры по интересам, обращайте внимание какие игры ребенок выбирает, мягко направляйте на позитивные моменты игры и т.д.

Привычный ритм должен соблюдаться по основным жизненным, физиологическим потребностям сон, питание и т.д.
Изменения жизненного ритма должно сопровождаться доступными объяснениями что происходит, как можно себя обезопасить – возможно на своем примере, избегайте спекуляций и слухов о том, что происходит в присутствии с детьми.
Если вы не можете ответить на их вопросы, не придумывайте. Используйте это как возможность вместе найти ответы. Объясните, что некоторая информация в Интернете не является достоверной, и что лучше всего доверять экспертам и официальным ресурсам.

Для детей важно знать, что люди помогают друг другу, проявляя доброту и щедрость.
Поделитесь историями о работниках здравоохранения, ученых и молодежи, среди прочих, которые работают над тем, чтобы остановить вспышку и обеспечить безопасность сообщества. Большим утешением может быть знание того, что сострадательные люди принимают меры.

Вы сможете помочь своим детям лучше, если вы также позаботитесь о себе. Дети сами догадаются, как вы реагируете на новости, так что им поможет тот факт, что вы спокойны и контролируете ситуацию.
Если вы чувствуете беспокойство или расстроены, найдите время для себя и обратитесь к другим членам семьи, друзьям и доверенным людям в вашем сообществе. Найдите время для того, чтобы расслабиться и восстановить силы.

Правила беседы с ребенком

1.Подобрать спокойное место для беседы с ребенком.
2.Расспросить, о чем уже знает ребенок. При разговоре с детьми младшего возраста можно включить в разговор игрушки или выполнить рисунки и т.д.
3.Построить разговор предельно честно, но при этом просто, без каких-либо подробностей и деталей, касающихся симптомов болезни или смерти людей (тема смерти — это отдельный разговор).
4.Если вы пока не можете ответить на вопросы ребенка, не придумывайте.
5.Уметь слушать и поддержать ребенка, если он делится с вами своими переживаниями:
— не отвлекайтесь во время разговора, смотрите ребенку в глаза;
— покажите жестами, голосом, мимикой, что вы слушаете;
— оставайтесь рядом с ребенком, даже если ему трудно быть на одном месте;
— проясните, если вы не поняли слова ребенка, не делайте вид, что вам все понятно, задавайте уточняющие вопросы;
— старайтесь говорить спокойно, не использовать поучающий или «плачущий» тон;
— не критикуйте ребенка или не ругайте его, если он боится или относится несерьезно к вашим словам.
6.Информировать, как необходимо вести себя во время карантина и для чего это нужно. Можно использовать видео или иллюстрации из проверенных источников в интернете (как мыть руки, зачем нужно закрывать рот во время кашля или чихания и т.п.).
7.Показать, как позаботиться о себе и своем здоровье на собственном примере, или на примере человека, может быть сказочного персонала, имеющего авторитет у ребенка.
8.Дать понять ребенку, что Вы всегда рядом и они могут к вам прийти с любыми вопросами.

И помните. Что если не предпринимать никаких мер — стресс может привести к проблемам со здоровьем, а также стать причиной депрессии, тревожного расстройства, алкоголизма, зависимости от препаратов.

Часто задаваемые вопросы

Узнайте, что ваш ребенок уже знает. Отвечайте, учитывая возраст вашего ребенка. Некоторые дети хотят проводить время разговаривая. Но если ваши дети не интересуются или не задают много вопросов, это нормально.
Детям от 3 до 7 можно показать полезные картинки. Через рисунки детям легче передавать информацию (https://www.mindheart.co/descargables).

Старайтесь быть внимательными, оставайтесь в контакте с детьми, чтобы понять, когда им нужна ваша помощь. Будьте хорошим примером для подражания, показывайте детям, как справиться с беспокойством, как выбрать, чем заниматься в свободное время (можно вместе выполнить рисунок, почитать книгу, играть, смотреть позитивные фильмы, готовить еду и т.д.).
Дети и подростки часто беспокоятся больше о семье и друзьях, чем о себе. Например, если дети слышат, что пожилые люди с большей вероятностью могут серьезно заболеть, они могут беспокоиться о своих бабушке и дедушке. Позволив им позвонить или позвонить по скайпу со старшими родственниками, они могут почувствовать уверенность, что с близкими все в порядке. Стимулируйте разговоры на другие темы, интересные для детей.

Главное — сохранять спокойствие! Ваше душевное состояние — это поддержка для ребенка.
Отвлекайтесь, отдыхайте. Необходимо заняться чем-то приятным  для себя (принять душ, выпить теплый чай, выполнить простые физические упражнения, несложную работу с физической нагрузкой – например, перебрать полки в шкафу, разобрать книги и т.п.). Творчество помогает многим людям. Подберите любимую музыку, которая помогает вам успокоиться или сбросить напряжение. Танцуйте, рисуйте,  пойте любимые песни  и т.п.
Если не удается справиться с сильными эмоциями – обратитесь за помощью к специалисту (онлайн).

Необходимо организовать режим дня ребенка. Стремитесь показать пример и поддержать физические упражнения в течение дня (зарядка утром, разминка днем). Старайтесь, чтобы подросток поддерживал подъем и ночной сон в одно и то же время (особенно во время школьных занятий). Трехразовое питание (не за компьютером, а на кухне или в гостиной, как принято в вашей семье).
Совместно с ребенком обговорите, и выделите время на учебу (нужно посчитать, сколько время уходить на дистанционные уроки и выполнение домашнего задания).
Уточните, чем ребенок хотел бы заниматься в свободное время, может, есть ли у него какое-то хобби, или увлечение? Постарайтесь найти возможность организовать. Можно предложить ребенку интересные книги и фильмы, передачи (по возрасту). Желательно вечером выбрать время, и обсудить прошедший день, как день прошел у вас и у ребенка, что нового, интересного, полезного, и т.д.
Общение с друзьями онлайн. Для подростков очень важно быть в контакте со своими ровесниками. Фильмы, чтение книг, полезные видео. Настольные игры, совместный просмотр кино или сериалов, подходящих о возраст. Главное – спрашивайте своих детей. Подростки сами вам подскажут, что для них интересно!

Ограничить время в интернете и перед телевизором для всех членов семьи. Будьте примером для своих детей. Поддерживайте привычный ритм жизни. Делитесь чувствами с близкими людьми (необходимо разговаривать, слушать, писать письма родным, кто живет в других городах, общаться онлайн с друзьями и т.п.). Вовремя принимать пищу.

Авторы странички: Жанна Сафиуллина, Жулдызай Алиева, Ирина Юсупова,  Акмарал Шарипова, Николай Негай

В подготовке использовались материалами: 1. Предварительный бриф «Психическое здоровье и психосоциальные аспекты в условиях вспышки COVID-19» Рабочая группа Межведомственного постоянного комитета по психическому здоровью и психосоциальной поддержке в условиях чрезвычайной ситуации Версия 1.5 2. Джейкоб Хант, специалист ЮНИСЕФ по связям с общественностью.

Онлайн специалисты

 


Абилхайрова Айнур Несепбаевна Психолог 

Основное образование: Каз НПУ им. Абая 

Стаж работы: 10 лет

 
Язык консультации: казахский, русский




Абишев Азат Ерланович

Психотерапевт 

Основное образование: Казахский Национальный Медицинский
Университет» им. С.Д Асфендиярова Казахский Национальный Университет им. аль-Фараби 

Стаж работы: 13 лет 

Язык консультации: русский

 


Айдарова Әсел Бахтиярқызы

Психолог

 Основное образование: Университет «Мирас» г.Шымкент

Стаж работы: 3 лет 

Язык консультации: русский,казахский




Жумашева Ботагоз Тютекуловна Психолог

Основное образование: Карагандинский Государственный Университет

Стаж работы: 12 года 


Язык консультации: казахский,русский

 


Ахмедова Анжелика Абдуллаевна Клинический психолог, детско-подростковый психолог
Основное образование: Жезказганский Педагогический Институт 


Стаж работы: 23 года


Язык консультации: русский

 

 


Иманкулова Инель Алмазовна
Психотерапевт

Основное образование: Казахский национальный университет имени аль-Фараби 

Стаж работы: магистрант

Язык консультации: казахский, русский

 


Карибаева Альмира Кабиденовна Психотерапевт

Основное образование: Карагандинский государственный медицинский университет 

 

Стаж работы:18 лет 

Язык консультации: русский

 


Кульназарова Айнур Жасаганбергеновна Психолог

Основное образование: Государственный педагогический институт Университет «Кайнар» 

 

Стаж работы: 12 лет

Язык консультации: русский, казахский

 


Мацкевич Ирина Константиновна

Психолог

Стаж работы: 27 лет

Язык консультации: русский

 


Мелис Карлыгаш Психолог

Основное образование: Казахский Государственный национальный университет им. аль-Фараби

 

Стаж работы: 4 года 

Язык консультации: казахский,русский

 


Мурзакулова Асем Гавыллатыновна Психолог

Основное образование: Казахский национальный университет им. аль-Фараби

 

Стаж работы: магистрант 

Язык консультации: русский

 

 


Пошолченко Светлана Анатольевна
Психолог специалист (взрослый, детский) 

Основное образование: Карагандинская государственная медицинская академия Российско-Казахстанский Современный Гуманитарный Университет. 

Стаж работы: 17 лет 

Язык консультации: русский

 


Пятова Евгения 
Психолог 
Основное образование: Казахский национальный университет имени аль-Фараби

 

Стаж работы: 13 лет 

Язык консультации: русский

 

 

 

Садвакасова Асемгуль Калельевна 
Психолог 

Основное образование: Павлодарский государственный педагогический университет 

 

Стаж работы: 14 лет 

Язык консультации: русский

 


Сафиуллина Жанна Александровна Психолог
Основное образование: Казахский Государственный национальный университет им. аль-Фараби

 

Стаж работы: 27 лет 

Язык консультации: русский

 


Селихова Ирина Александровна 
Психолог 
Основное образование: Карагандинский педагогический институт

 

Стаж работы: 30 лет 

Язык консультации: русский

 

 

 

Скляр Сергей Владимирович  
Врач психотерапевт, кандидат медицинских наук

Основное образование: Казахский государственный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова 

 

Стаж работы: 21 лет 

Язык консультации: русский

 


Стельмах Светлана Александровна Психолог
Основное образование: Казахский Государственный Педагогический университет имени Абая

 

Стаж работы: 22 лет 

Язык консультации: русский

 


Туребаева Айгерим Сабыржановна 
Психолог 
Основное образование: КарГУ им. Е.А.Букетова

 

Стаж работы: 7 лет 

Язык консультации: русский

 

 

 

Еркінбекова Мейірім Анарбекқызы 
Психолог, кандидат психологических наук, доцент

Основное образование: Казахский Государственный национальный университет им. Аль-Фараби  

 

Стаж работы: 21 лет 

Язык консультации: казахский

 


Казанцева Алена Викторовна Психолог здравоохранения
Основное образование: Казахский национальный педагогический университет им. Абая

 

Стаж работы: 13 лет 

Язык консультации: русский

 


Турниязова Жанар Куанышевна
Психолог 
Основное образование: Казахский национальный университет имени аль-Фараби

 

Стаж работы: 22 лет 

Язык консультации: русский,казахский

 

 

 

Шарипова Акмарал Максатовна 
Психолог 

Основное образование: Атырауский государственный университет им. Х.Досмухамедова  

 

Стаж работы: 17 лет 

Язык консультации: русский

 


Юсупова Ирина Владимировна Психолог
Основное образование: Московский Институт групповой психотерапии и социального проектирования

 

Стаж работы: 14 лет 

Язык консультации: русский

 


Ахметова Виктория Фардиновна 
Психотерапевт
Основное образование: Казахский государственный университет им С.Д.Асфендиярова

 

Стаж работы: 12 лет 

Язык консультации: русский

Не нашли ответа на свой вопрос? Спросите нас

Как с нами связаться?

Адрес: РК, г. Алматы, ул. Амангельды, 88
E-mail: covid-19@mentalcenter.kz