МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Поддержка специалистов здравоохранения, осуществляющих свою деятельность, непосредственно связанную с COVID-19
Поддержка специалистов здравоохранения, осуществляющих свою деятельность, непосредственно связанную с COVID-19

Универсальные рекомендации

Сценарий ситуации, связанной с эскалацией коронавируса, является беспрецедентным для многих медицинских работников. Попытайтесь, тем не менее, применить в сегодняшних условиях стратегии по управлению стрессом (смотри ниже), которые Вам помогали ранее. Помните, что сценарии могут быть разными, а стратегии одинаковыми.  
  
Хронический стресс может повлиять на Ваше психическое благополучие и Вашу работу даже после улучшения ситуации. Если Вы не можете самостоятельно справиться со стрессом, пожалуйста, обратитесь к специалисту в области психического здоровья.

К сожалению, некоторые могут подвергнуться притеснениям, травле со стороны семьи или знакомых необходимо постоянно поддерживать связь с Вашими близкими через использование цифровых технологий. Обратитесь за социальной поддержкой к Вашим коллегам, руководителю, доверенным лицам, которые, возможно, испытывают то же, что и Вы.

Информация руководителю

Руководство должно стремиться поддерживать критически важную инфраструктуру и оказывать сотрудникам поддержку для этого могут потребоваться изменения в существующих стратегиях, тактике и/или ролях.

1. Откорректируйте штатное расписание и график работы (где это возможно).
Когда это возможно и в применимых законных пределах, переводите работников с функций с более высоким стрессом на функции с более низким стрессом.  Важно, чтобы сотрудники с меньшим опытом работали в паре с более опытными коллегами, которые могут оказать поддержку, контролировать стресс и усилить меры безопасности. Внедрите гибкие графики для работников, которые непосредственно затронуты или кто-то из членов семьи пострадал от вспышки.

2. Предоставьте  доступ к психосоциальной поддержке. Обеспечьте  персонал, реагирующий на вспышку, доступом к источникам психологической, социальной поддержке.

3. Контролируйте и проверяйте благополучие сотрудников. Регулярно и поддерживающе контролировать благополучие и психосоциальный статус персонала, чтобы выявлять риски, возникающие проблемы и адаптивно реагировать на их потребности.

4. Создайте  среду открытого общения. Обеспечьте короткие, регулярные планерки, минисовещания, в том числе в онлайн формате, чтобы информировать сотрудников о том, как руководство решает проблемы и предоставляйте достоверную информацию своим сотрудникам. Это поможет снизить уровень беспокойства, связанного с неопределенностью, а также повысить ощущение надлежащего контроля.

Управление стрессом для медицинского персонала

В данном разделе предлагаются конкретные инструкции по управлению стрессом, универсальные для всех и простые для самостоятельного применения. Они не являются исчерпывающими, а могут дополняться и модифицироваться в зависимости от ситуации

Инструкции по безопасности в авиалиниях напоминают нам в первую очередь надеть кислородную маску на себя, прежде чем помогать другим в случае чрезвычайной ситуации. Внимание к вашему психическому здоровью и психосоциальному благополучию при уходе за пациентами так же важно, как и управление вашим физическим здоровьем.
1. Не стесняйтесь чувствовать свои самые разные чувства
Помните, что чувства не могут быть отрицательными или негативными, важно то, как Вы с ними совладаете.
2. Преднамеренно (а не спонтанно) используйте стратегии выживания.
Применяйте на практике стратегии, которые работали для вас в прошлом во времена стресса.
3. Проводите регулярные проверки своего состояния
Будьте готовы обратиться за профессиональной помощью, если симптомы сохраняются или ухудшаются со временем.
4. Найдите время, чтобы признать свои усилия и усилия Ваших коллег.

Специальные техники для поддержания эмоциональной стабильности

Существует ряд техник для управления стрессом, применение которых не потребует специального приготовления, места или много времени. Их можно использовать во время перерывов в работе, что займет не более 5 минут. Они давно зарекомендовали себя как эффективные способы поддержания эмоциональной стабильности. Главное – четко следовать инструкции и правильно их выполнять.

Начните дышать медленно, глубоко и регулярно, и почувствуйте Ваше дыхание, как оно происходит. Вдохните через нос медленно и глубоко, чувствуя нижнюю часть грудной клетки и надувая живот, как воздушный шар. Попробуйте продлить вдыхание до 8-10 секунд. Задержите дыхание на нескольких секунд. Выдохните медленно и глубоко, сдувая нижнюю часть груди и живота, как воздушный шар. Это также должно длиться 8-10 секунд. Пауза на несколько секунд. Сделайте это 3 или 4 раза, а затем позволить Вашему дыханию вернуться к нормальному ритму.
Вы начнете чувствовать изменения в Вашем разуме и теле. Вы будете чувствовать себя расслабленным после первых 3-4 раундов. Выполните это упражнение 3 раза в день». В первый раз может возникнуть легкое головокружение, поэтому можно делать это упражнение сидя или лежа.

1.Найдите  тихое место. Вытяните ноги и руки. Положите руки на живот или по бокам. Носите удобную одежду.
2.Начните с рук. Если сидите на стуле, откиньтесь назад и расслабьтесь как можно больше. Пусть ваши руки и пальцы становятся свободными.
3.Пусть релаксация распространяется на руки. Расслабьтесь, как можно больше. Руки (локти, предплечья, бицепсы и трицепсы) должны чувтствоваться Вами комфортно тяжелыми, как вы позволите им расслабиться.
4.Используя ту же технику, двигаться дальше, чтобы расслабить лицо, шею плечи и верхнюю часть спины.
5.Продолжить с релаксацией груди, живота и нижней части спины: Вдохните глубоко и задержите дыхание.
6.Наконец, расслабьте бедра и икры.
7.Завершите сеанс глубоким дыханием, расслабляя каждую часть Вашего тела.

 

Метод релаксации по Куперу называется «Мгновенное последовательное  расслабление» – проводиться во время стрессовой ситуации и первых его признаках, как немедленное реагирование на них:

Выполните следующие действия:

•Находясь в стрессовой ситуации, продолжайте дышать плавно и глубоко.
•Улыбнитесь, как только Вы почувствуете себя в стрессовой ситуации.
•Отрегулируйте осанку до оптимального положения: высокая голова, плечи спины и позвоночника прямо.
•Отправить волну релаксации через тело.
•Позвольте себе признать ситуацию. (Например, подумайте про себя: «Это действительно происходит, и я имею дело с этим наилучшим образом как можно)

Визуализация помогает расслабиться, сосредоточив внимание на визуальных образах. Визуализация может быть использована для расслабления тела, в то время как релаксация может быть использована для того, чтобы иметь возможность визуализировать и расслабиться мысленно.
Ниже приводится пример визуализации упражнения:
Начните с глубокого дыхания, а затем перейти к мышечной релаксации. Затем переключитесь на подсчет от одного до 20. Представьте себя в таком месте, как море, озеро, или лес, который вам нравится больше всего, место, которое приятно, тихо и спокойно. Подумайте о времени в последнее время, когда вы чувствовали себя действительно хорошо. Если вы не найдете такого воспоминания, придумайте его.
Представьте себе, что вы приближаетесь к месту медленно. Вы смотрите вокруг и видите, как красиво и миролюбиво место. Наслаждайтесь, сидя или лежа в этом месте. Продолжайте говорить себе, что Вы расслаблены, Вам удобно, Высчастливы! Дышите спокойно и медленно, всем телом, и продолжайте говорить себе, что вы спокойны и способны решить любые проблемы. Визуализируйте себя в состоянии, в котором вы можете решать свои проблемы.

И помните. Что если не предпринимать никаких мер — стресс может привести к проблемам со здоровьем, а также стать причиной депрессии, тревожного расстройства, алкоголизма, зависимости от препаратов.

Часто задаваемые вопросы

Используйте упражнение «5 органов чувств» для того, чтобы сосредоточиться на настоящем моменте:
•назовите 5 вещей, которые видите
•назовите 4 вещи, которые слышите
•назовите 3 вещи, которых касаетесь
•назовите 2 вещи, запах которых ощущаете
•назовите, какой вкус вы ощущаете

«Поймайте» эту тревожащую вас мысль. Спросите себя:
Насколько я верю этой мысли?
Какие доказательства того, что эта мысль верна?
Есть ли доказательства, что эта мысль ложная?
Какие будут последствия, если я буду верить этой мысли?
Каким образом я могу по-другому думать об этой ситуации?
Какая бы мысль помогла мне ощущать меньше тревоги и страха?
Какая мысль помогла бы мне чувствовать себя лучше?
От какой мысли в этой ситуации для меня было бы больше пользы?
Запомните, пожалуйста, что ваши мысли – это НЕ ФАКТЫ! Чтобы лучше разобраться в ситуации, нужны доказательства:
Насколько вероятен этот пугающий сценарий развития событий?
Может ли на самом деле все пойти лучше, или даже хорошо?
Какой, на ваш взгляд, самый лучший сценарий развития событий?
Если подытожить все, то как вы думаете, что, скорее всего, произойдет в реальности?

1.Снимите дневные проблемы вместе с одеждой.
2.Не занимайтесь умственной активностью перед сном.
Отложите работу, читайте легкую литературу.
3.Ограничьте использование гаджетов вечером.
Холодный свет от экранов гаджетов мешает телу подготовиться ко сну, стимулируя выработку дневных гормонов. Если вы не можете отказаться от устройств, хотя бы максимально понизьте яркость экрана.
4.Не перегружайте организм пищей после 6-7 часов вечера.
Организму придется переваривать поздний ужин во время сна, а это не приведет ни к чему хорошему.
5.Ложитесь спать в одно и то же время!
Приучив себя засыпать в одно и то же время, проблема бессонницы исчезнет, потому что организм будет «знать», что ему пора на «боковую».
6.Держите свою спальню в прохладе.
7.Перестаньте тревожиться из-за бессонницы!
 Недостаток сна лишает нас энергии, но это вовсе не смертельно, организм изматывает не столько бессонница, сколько переживания из-за нее. Беспокойство по поводу «усну я сегодня или не усну», а также ежеминутное поглядывание на часы: «Уже час ночи, а сна все нет!» кого хочешь доведут до нервного истощения.
8.Не старайтесь заснуть, если вам не хочется.
 Да, ощущение, когда на часах уже 2 часа ночи, а спать совсем не хочется или если вы не заснули в первые 20 минут, то вылезайте из кровати и займитесь чем-нибудь расслабляющим.

 Важно научиться управлять своим вниманием! Обращать внимание на то, что нас радует. На то, что раньше мы воспринимали как должное.
Для тренировки этого навыка (навыка испытывать благодарность и видеть счастье в мелочах) попробуйте ежедневно выполнять упражнение «10 пальцев» или дневник благодарности. Суть его в том, чтобы каждый день вспоминать 10 вещей, которые вас порадовали сегодня и за которые вы благодарны прошедшему дню, считая их на пальцах. Вы вспоминаете одно событие и загибаете один палец. Затем второе событие и второй палец. И так все 10.
Когда мы вспоминаем те моменты, за которые мы испытываем благодарность, мы словно заново переживаем эти моменты.
Именно в этом смысл упражнения – осознать самые незначительные события дня, которые вы раньше не замечали.

В подготовке использовались материалы: 
1. Предварительный бриф «Психическое здоровье и психосоциальные аспекты в условиях вспышки COVID-19» Рабочая группа Межведомственного постоянного комитета по психическому здоровью и психосоциальной поддержке в условиях чрезвычайной ситуации Версия 1.5

WHO, Coronavirus disease (COVID-19) outbreak: rights, roles and responsibilities of Health workers, including key considerations for occupational safety and healt

Онлайн специалисты




Алиева Жулдызай Муратбековна
Психолог, магистр

Основное образование: Казахский Национальный Университет им. аль-Фараби

Стаж работы: 21 лет

Язык консультации: казахский

 


Ампилогова Ангелина Александровна
Психолог

Основное образование: Карагандинский Государственный Университет 

Стаж работы: 2 года 

Язык консультации: русский

 


Комарова Екатерина Евгеньевна
Психолог

 Основное образование: Карагандинский Государственный Университет

Стаж работы: 2 года 

Язык консультации: русский

 


Переплеткина Анастасия Сергеевна
Психолог, кандидат психологических наук, обладатель международной стипендии Болашак

Основное образование: Кокшетауский Государственный университет им. Ш.Уалиханова, Омская гуманитарная академия

Стаж работы: 5 лет


Язык консультации: русский




Сибгатулина Эльмира Миркатовна

Врач-психотерапевт, магистр психологии 

Основное образование: Казахский Государственный Медицинский Университет им. С.Д. Асфендиярова

Стаж работы: 22 лет 

Язык консультации: русский

 


Турниязова Жанар Куанышевна
Психолог

 Основное образование: Казахский национальный университет имени аль-Фараби

Стаж работы: 22 лет 

Язык консультации: русский




Исхакова Эльзара Варисовна Психолог, кандидат психологических наук, Член-корреспондент Международной академии психологических наук

Основное образование: Алматинский университет «Кайнар»

Стаж работы: 19 лет 


Язык консультации: русский

 


Мацкевич Ирина Константиновна психолог детско-подростковый психолог
Основное образование: Восточно-Казахстанский Государственный университет


Стаж работы: 27 лет


Язык консультации: русский

 


Мелис Карлыгаш
Психолог 

Основное образование: Казахский Государственный национальный университет им. аль-Фараби

Стаж работы: 4 года 

Язык консультации: казахский, русский

 


Скляр Сергей Владимирович Врач психотерапевт, кандидат медицинских наук

Основное образование: Казахский государственный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова 

 

Стаж работы:21 год 

Язык консультации: русский

 


Пошолченко Светлана Анатольевна Психолог специалист (взрослый, детский)

Основное образование: Московская гуманитарная академия

 

Стаж работы: 17 лет

Язык консультации: русский

 


Юсупова Ирина Владимировна 

Психолог

Московский Институт групповой психотерапии и социального проектирования

Стаж работы: 14 лет

Язык консультации: русский

 


Ахметова Виктория Фардиновна Психотерапевт

Основное образование: Казахский государственный университет им С.Д.Асфендиярова

 

Стаж работы:12 лет 

Язык консультации: русский

 


Кульназарова Айнур Жасаганбергеновна 
Психолог 
Основное образование: Государственный педагогический институт Университет «Кайнар» 

 

Стаж работы: 12 лет 

Язык консультации: русский

 

 

 

Ларина Алеся Сергеевна 
Психолог 

Основное образование: Алматинский университет «Кайнар» 

 

Стаж работы: 14 лет 

Язык консультации: русский

 


Мацкевич Ирина Константиновна Психолог
Основное образование: Восточно-Казахстанский Государственный университет 

 

Стаж работы: 27 лет 

Язык консультации: русский

Не нашли ответа на свой вопрос? Спросите нас

Как с нами связаться?

Адрес: РК, г. Алматы, ул. Амангельды, 88
E-mail: covid-19@mentalcenter.kz